1. Программа «Исследователи».
Опыт в исследовательской деятельности обучающихся позволяет им накапливать внутренние ресурсы, необходимые для дальнейшей социализации личности. Решение проблем в ходе исследовательской и проектной деятельности позволяет развить способности к обучаемости и решать нестандартные проблемы. В процессе исследовательской деятельности ребенок осваивает инструментарий для возможности дальнейшего непрерывного самообразования.
Программа способствует выполнению социального запроса на формирование у подрастающего поколения экологического сознания, направленного на гармонизацию отношений общества и природы. Для детей от 10 до 18 лет.завтра ребенку предстоит столкнуться с новыми реалиями: сложатся иные модели социальной жизни, мир обогатится неизвестной пока информацией. И этот новый мир человеку предстоит открыть для себя заново, исходя из собственных возможностей и личностных запросов. Именно в этом и состоит основная задача современного образования: педагог сегодня должен заложить основы общения с природой, как личности, реализоваться которой предстоит в будущем. А это означает, что акцент в образовательной политике должен быть сделан не на усвоение информации, а на способы ее получения и умение воспользоваться ею в различных ситуациях, обоснованно и ответственно принимая решения.Новые приоритеты в образовании обусловливают обращение к развивающим моделям воспитания и обучения, что стимулирует развитие любознательности, пытливости, адаптивности, самостоятельности, эмоциональности, доверчивости и дружелюбия, воображения и фантазии.
Цель программы: развитие мотивации личности к познавательной и социально-практической деятельности путем приобщения его к основам исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять, обобщать знания и представления о многообразии окружающего мира
- Познакомить с законами развития окружающего мира, с основными типами связей между различными компонентами среды;
- Научить методам получения, обработки и оформления научно-исследовательских материалов.
Развивающие:
- Способствовать развитию компетентностей в сферах самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-правовой деятельности, социально-трудовой (в том числе и начально-профессиональной) деятельности, в бытовой, культурно-досуговой деятельности;
- Развивать личностные качества: памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса;
- Способствовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию, применение знаний на практике.
Воспитательные:
- Сформировать ответственное отношение к окружающей среде, новый образец мышления и взгляд на природу, на основе концепции Устойчивого развития;
- Способствовать укреплению физического и психического здоровья обучающихся;
- Воспитывать целостное положительное отношение к окружающим людям и природе: терпимость, ответственность, корректность, восприятие жизни как высшей ценности, позволяющих адаптироваться в современном обществе
Педагог: Курчавова Наталья Ивановна. Творческое объединение "Юные экологи"
Для детей от 10 до 18 лет.
2. Программа «Путешествие по планете Земля»
Общение с животными, изучение их поведения в сравнении с поведением человека используется в данной программе как наиболее действенный метод формирования отношения к природе. Содержание, методы и формы деятельности производятся таким образом, что процесс познания всей полноты жизни планеты приводит ребенка к гармоничному развитию, к целостному представлению взаимосвязей в природе. Экологическое образование соответствует как возрастным особенностям детей, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.
Общение с животными, методы зоотерапии помогают ребенку обрести душевное спокойствие, снять негативное проявления, могут выступать мерой профилактики девиантного поведения.
Целью данной программы является создание условий для формирования в ребенке глубинных основополагающих духовных ценностей – осознания единства человека и природы, эстетического восприятия жизни и ее проявлений, уважения к любой форме жизни как к самостоятельному прекрасному и сложному миру, т.е. для воспитания такой личности, которая живет в гармонии собой, обществом и природой.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать систему экологических представлений.
• Формировать систему умений и навыков взаимодействия с животными как природными объектами.
• Овладение технологиями содержания домашних животных, создания для них оптимальных условий полной физической и психической самореализации.
• Приобретение обучающимися знаний о многообразии животного мира, природы, о месте человека в природных экосистемах.
Развивающие:
• Формировать субъективное отношение к животным так, чтобы они могли выступать в роли полноправных партнеров по общению совместной деятельности.
• Активизировать процессы самоотдачи и самовыражения.
Воспитательные:
• Формировать стремление и готовность к самоотдаче.
• Воспитать у обучающихся бережное отношение к природе.
Педагог: Рябчикова Светлана Александровна, творческое объединение "Юный зоолог"
Для детей от 6 до 14 лет.
3. Программа "Подделки из природного материала. Бумажная пластика".
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, в том числе из бумаги, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.
Цель: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения,изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся;
- развитие любви к природе.
Педагог: Кузнецова Татьяна Владимировна, творческое объединение " Экобум"
Для детей 7-12 лет
4.Программа "Родные истоки".
Комплексная программа. Наша малая Родина - это города Павловск и Пушкин и их окрестности. Край удивительной по красоте природы, богатый выдающимися архитектурными ансамблями, историческими, прошлого и настоящего и люди - участники этих событий, сыграли большую роль в судьбе малой Родины и всей страны. Такое удивительное многообразие малой Родины, создает неповторимые условия для развития и воспитания личности ребенка. Увидев, узнав и осмыслив все это, юные павловчане постигают всю широту и глубину родного края, чтобы полюбить его осознанно.
Цель: создание условий для развития и воспитания личности ребенка путем раскрытия перед ним богатейшей истории края и удивительного многообразия природы родного края.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление обучающихся с основными сведениями по истории края,
- усвоение основ научных знаний о его природе;
Развивающие:
- развитие интереса к своей малой Родине;
- формирование основ культуры общения с окружающим миром;
- развитие навыков и умений самостоятельной работы с литературными источниками, ведение наблюдений, элементарных исследований и опытов по ознакомлению с окружающим миром природы и человека;
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к культурному и природному наследию, пробуждение ответственности за его судьбу, то есть воспитание юного петербуржца - истинного гражданина города, России, Мира;
- активизация деятельности по улучшению и сохранению окружающей среды.
Педагог: Мальцева Людмила Сергеевна, творческое объединение "Юные экологи"
Для детей от 6 до 11 лет.
6. Программа «Следопыты»
Цель программы: создание условий для личностного самоопределение и самореализации обеспечения процесса социализация и адаптация к жизни в обществе, мотивация к творческой деятельности, интереса к научно-исследовательской и проектно-поисковой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к изучению окружающей среды;
- Мотивировать к занятиям исследовательской и проектной деятельностью;
- Способствовать расширению знаний и представления о многообразии окружающего мира, основных закономерностях его развития.
Развивающие:
- Способствовать развитию активности, наблюдательности, познавательного интереса;
- Способствовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей, теоретического мышления, стремления к самообразованию, применение знаний на практике.
Воспитательные:
- Формировать ответственное отношение к окружающей среде, новый образец мышления и взгляд на природу, на основе концепции Устойчивого развития;
- Способствовать укреплению физического и психического здоровья учащихся;
- Воспитывать целостное положительное отношение к окружающим людям и природе: терпимость, восприятие жизни как высшей ценности, позволяющих адаптироваться в современном обществе.
Педагог: Зимарева Наталья Альфредовна, творческое объединение "Следопыты".
6. Программа "В гостях у природы"
Образовательная программа, реализуемая на платной основе.
На пути формирования человеком мира необходимо привитие интересов к экологическим вопросам, вопросам сохранения исторического и культурного наследия, основанным на умении общаться с Природой, Человеком, понимать закономерности их развития. Поэтому экологическая грамотность, основанная на гуманистических ценностях необходима каждому. Экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок начал понимать человеческую речь. Совершенно очевидно, что человечество, если оно не хочет оставить после себя пустыню, должно знать общие законы экологии.Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе эмоционального и развивающего воздействия на ребенка. Накопление реальных, достоверных представлений об окружающем мире способствует последующему формированию миропонимания. В настоящее время для выживания человечества каждый должен постичь и принять принципы Устойчивого развития. Главным из них является: формирование нового мировоззрения людей: отличать лучшее от большего, понимать истинную цену природы, и тех жизненно важных «услуг», которые она предоставляет. На основе этих принципов формируется не только система естественно-научных знаний, но и система взаимоотношения во всех сферах жизни и деятельности настоящего и будущего поколения
.Цель: Становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия с природой.
Ожидаемые результаты. В результате освоения программы ребенок будет знать времена года и месяца, их признаки, занятия людей по сезонам года, поведение животных. Сформируются представления о взаимосвязи человека и природы. Будет иметь представление о планете Земля, ее месте в Солнечной системе, отличать объекты живой и неживой природы. Ребенок сможет назвать основные признаки живого. Сформируется целостная картина мира. Приобретут навыки: ухода за растениями и животными; рационального поведения в природе. Научатся наблюдать за природой и понимать ее. Появиться ответственность за окружающий мир, животных.
Педагог: Киреева Елена Александровна, заведующая эколого-краеведческим отделом, творческое объединение "Юные экологи"
Возраст обучающихся: с 3 до 6 лет ( на платной основе)