1. Программа "Думай! Действуй! Твори!".
Современный инновационный мир продолжает стремительно меняться, мы не знаем, какие знания, умения и навыки будут необходимы нашим детям через 10-20 лет. Поэтому мы должны помочь им, чтобы они с увлечением познавали новое и могли легко адаптироваться в новой реальности.
Интегрированная программа «Думай, действуй, твори!» с основами ТРИЗ направлена на развитие инновационного изобретательского мышления детей, позволяющее им решать проблемы в разных областях жизни, науки, культуры, техники, создавать новые творческие идеи.
Основа программы – это развитие познавательных и творческих способностей по многим предметным дисциплинам, ядром которых является технология развития творческого мышления.
Учебные занятия базируются на межпредметной ориентации с использованием ТРИЗ, в условиях которой реализуется комплексное обучение, развитие и воспитание обучающихся.
Почему я дополняю программу основами ТРИЗ?
Развивая логическое мышление, нестандартный подход к решению задач, интеллектуальное творчество, мы даем детям мощный инструмент мышления, который поможет им в жизни находить самые сильные решения – в любой профессиональной области и жизненной ситуации. Ребенок, владеющий инструментарием ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причем нестандартно, неординарно. Он сумеет принять решение и преобразовать проблему в возможность.
Основные задачи педагога - научить детей думать, размышлять, анализировать, отстаивать свою точку зрения, фантазировать, изобретать, разрешать проблемы, помочь адаптироваться и научить работать в группе.
В детях надо развивать познавательные интересы. Приведу цитаты известных людей:
«Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» - писал Д.Родари.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» - писал В.А.Сухомлинский.
Интегрированная образовательная программа «Думай, действуй, твори» с использованием ТРИЗ должна способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя им возможность во внеурочное время учиться творчеству.
Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся путем включения их в поисковую деятельность и приобретения ими навыков эффективного решения проблем.
Задачи:
Обучающие:
1.расширение кругозора обучающихся;
2.решение нестандартных задач и упражнений;
3.умение применять логические знания в новой ситуации;
4.знакомство с основами ТРИЗ;
5.приобретение практических навыков использования инструментария ТРИЗ для решения задач в повседневной жизни.
Развивающие:
1.создание условий для развития у детей познавательных интересов;
2.совершенствование сферы когнитивного развития;
3.формирование стремления обучающегося к размышлению и поиску;
4.развитие внимания, логики, творческого воображения, фантазии, зрительной и слуховой памяти;
5.развитие речи и словарного запаса обучающегося.
Воспитательные:
1.воспитание активной творческой личности;
2.воспитание толерантности, культуры поведения в межличностных отношениях;
3.воспитание чувства ответственности;
4.формирование навыков самостоятельной работы;
5.формирование коммуникативных способностей;
6.умение работать в коллективе;
7.воспитание патриота и гражданина своей Родины.
Педагог: Босяцкая Дания Габдульяновна, творческое объединение "Эврика"
Для детей от 6 до 11 лет
2. Программа "Судомоделирование".
Образовательная программа «Судомоделирование» предусматривает
подготовку учащихся к творческому, созидательному труду, эффективному участию в научно-техническом прогрессе. Учащиеся получают навыки работы с различными инструментами и приспособлениями, приобретают навыки работы на микростанках, навыки в технических расчетах, конструировании, подборе и обработке различных материалов для изготовления модели корабля или судна. Использование в постройке модели корабля или судна знаний математики, черчения, физики, истории,
способствует усвоению школьных программ, стимулирует изучение этих предметов в школе. Создание действующих моделей кораблей и судов не возможно без ознакомления с основами устройства и теории корабля, гидродинамики, технологии судостроения, машиноведения, электротехники.
Программа «Судомоделирование» позволяют выработать у детей компетенции при решении технических задач, а также развить способности конструктивного мышления на основе полученных на занятиях знаний и навыков.
Создавая модель того или иного судна или корабля, ребята получают домашнее задание на подготовку исторической справки о прототипе с последующим рассказом о нем на занятии для всех обучающихся, что расширяет кругозор в знании истории кораблестроения и Военно-Морского Флота. Ознакомление с историей кораблестроения, создание собственными руками модели является одним из лучших методов постижения основ развития техники, в основе которой лежат фундаментальные законы точных наук, формирования политехнической культуры обучающегося, воспитания всесторонне образованного и эрудированного человека.
Цель: обучение судомоделированию и воспитание общественно-полезной, творческой личности.
Задачи:
Обучающие:
1.обучить детей приемам и выработать навыки столярных, слесарных, станочных, малярных работ в судомоделировании;
2.обучить детей морской терминологии применяемой в судомоделировании;
3.обучить детей технологии изготовления модели корабля, судна;
4.ознакомить с выдающимися примерами из истории Российского Военно-Морского Флота и мирового кораблестроения;
5.расширять знания, полученные на уроках технологии, черчения, физики, истории, русского языка, изобразительного искусства;
6.расширить технический кругозор;
7.ознакомить с мерами безопасности при работе со слесарным, столярным инструментом и на микростанках.
Воспитательные:
1.формировать развитие конструктивного объемного, пространственного, технического мышления
2.побуждать у учащихся любознательность и интерес к техническим устройствам и конструкциям, истории флота, морскому делу, развивать стремление к их познанию;
3.воспитывать интерес к технике и техническим знаниям;
4.мотивировать эмоционально-положительную направленность психологического климата в объединении;
5.воспитывать самостоятельность, аккуратность, упорство, трудолюбие, усидчивость, умение планировать свою работу, сравнивать результативность деятельности, как своей, так и других учащихся;
6.разъяснять значимость и престижность политехнических профессий в современном обществе;
7.воспитывать уважение к трудовой деятельности человека, к продукту труда, к человеку - созидателю, к соблюдению культуры труда и поведения в коллективе;
8.способствовать становлению личности и ее профессиональной ориентации.
Педагог: Бобраков Николай Александрович, творческое объединение "Судомоделирование"
Для детей от 10 до 15 лет
3. Программа "Хочу все знать".
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал умнее, способнее, одареннее? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься также регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости, ловкости. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. Ведь творчество – это значит «копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (П.Торренс). Вот для этого и нужен курс развития познавательных и творческих способностей.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Программа «Хочу все знать (с использованием элементов ТРИЗ)» поможет детям стать более сообразительными, находчивыми, творчески подходить к решению жизненных проблем, стать в будущем успешными учениками в школе.
Цель: Создать условия для развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей путем включения детей в поисковую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
1. научить ребенка думать, размышлять, фантазировать
2. обучить решению нестандартных заданий и упражнений;
3. научить применять логические способности в новой ситуации;
4. обучить основам грамматики и математики, приемам ТРИЗ, помогающим находить выход из проблемной ситуации
Развивающие:
1. создать условия для развития у детей познавательных интересов;
2. формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
3. развивать конструкторские и артистические способности;
4. развивать познавательные процессы личности (внимание, память, мышление, воображение, пространственную ориентацию);
5. развивать речь, расширять словарный запас ребенка.
Воспитательные:
1. помочь в овладении навыками межличностной культуры общения;
2. воспитать чувство ответственности;
3. воспитать коммуникативные способности, умение работать в коллективе;
4. развивать общую культуру ребенка: доброжелательность, открытость, тактичность.
Педагог: Босяцкая Дания Габдульяновна, творческое объединение "Знайка"
Для детей от 4 до 6 лет (на платной основе)
|