Сценарий проведения районного туристского слёта «Осенний костёр» Первый день ·
Команды прибывают на ст.Комарово и судья
ведёт их до места старта
контрольно-туристского маршрута (КТМ) к оз.Щучьему. ·
Перед стартом представители команд тянут жребий,
определяющий, как будут стартовать команды. ·
Команды по очереди вызываются на предстартовую
проверку: проверяется знание границ района КТМ, техника безопасности и
выборочно снаряжение (личное и командное). ·
Команде выдаётся карта, на которой отмечены
этапы КТМ и КП. Необходимо выполнить задания этапов КТМ и взять КП. Взятием КП
считается занесение в маршрутный лист шифра КП.
·
Первый этап – Поляна заданий. Команда проходит
три этапа: узлы, топография и медицина. А также группа организует перекус. «Узлы». Два представителя команды вытягивают карточки с названиями узлов. Карточку с
названием узла требуется показать судье, завязать указанный узел, судья
проверяет правильность. На прохождение этапа даётся 5 мин. Младший возраст 5
узлов: прямой, проводник-
восьмёрка, схватывающий, штык, удавка. Каждый правильно завязанный узел
оценивается по 2 балла. Средний и старший
возраст 8 узлов: прямой 1б, проводник- восьмёрка 1б, схватывающий 1б, штык 1б,
удавка 1б, грейпвайн 3б, проводник двойной (заячьи ушки) 1б, срединный проводник
(пчёлка) 1б «Топография» Младший возраст По прибытию на этап «Топография»,
два представителя команды получают
зачётную карточку, в которую требуется вписать название топографических знаков
в соответствии с номером знака. На прохождение этапа даётся 5 минут. Средний и старший
возраст По прибытию на этап «Топография», два представителя команды получают карточку с топографическим
заданием. Необходимо назвать топографические знаки, изображенные в карточке задания. Из каждого названия нужно
взять указанную в задании букву и вписать в её строку таблицы. В итоге должно
получиться слово. На прохождение этапа даётся 5 минут. «Медицина» По прибытию на этап «Медицина», два представителя команды получают задание по оказанию
доврачебной помощи. Требуется оказать помощь при травмах: порез стопы стеклом (стекла в ране
нет) и ожог руки. Участники накладывают
повязку на травмы и устно сообщают судье алгоритм действий в указанной
ситуации. Для прохождения этапа участникам потребуется два нестерильных бинта
среднего размера. На прохождение этапа даётся 5 минут. - Второй
этап - Поиск пострадавшего
Команде выдается карта с указанием квадрата, в котором
находится условно пострадавший и дается время для выхода в этот район и поиска.
Команда любым способом (прочёсыванием и т.д.) осуществляет поиск в заданном
квадрате (100 х 100 м).
Условно пострадавшим будет являться карточка с номером школы.
- Третий
этап - Подъем по судейским периллам (для младшего возраста)
Задача участников: подняться вверх по склону используя
наведенные судьями вертикальные перила. Участок, ограниченный маркировкой,
считается опасным. Участники должны проходить опасный участок, захватывая
веревку поочередно правой и левой рукой. Веревка должна находится в
«нагруженном» (натянутом) состоянии. На периллах может находиться только один
участник. Организация подъема (для среднего и старшего возраста) Верёвка крепится на первом участнике узлом «булинь» на себе.
Второй конец этой веревки крепиться к дереву. На страховку встает один участник
в рукавицах ( страхующий). Первый
участник (страхуемый) начинает движение по склону «свободным лазанием», без
рюкзака, с нижней командной страховкой, последний (страхующий) выдает веревку,
страхуя первого участника «через поясницу». Этап оборудован 2 промежуточными
судейскими петлями и судейскими карабиноми (промежуточная точка страховки), в
который прощелкивается верёвка за первым участником. Завершая подъем в
безопасной зоне, первый участник «вывязывается» из верёвки и организует перила
(закрепляет конец верёвки узлом «булинь» на отмеченной судейской опоре). Второй
участник двигается вверх по склону способом «по спортивному», используя
перильную верёвку и выщёлкивая ее из судейского карабина промежуточной точки
страховки. Все последующие участники поднимаются «по спортивному». Последний
участник поднимается «свободным лазаньем» так же, как и первый, но в отличие от
него – с верхней командной страховкой, организуемой «через опору». Завершение
этапа – все участники находятся наверху, в безопасной зоне, все узлы на веревке
развязаны и она сложена в бухту.
- Четвёртый
этап - Спуск по судейским периллам
(для младшего возраста).
Задача участников – спуститься вниз по склону, используя
наведенные судьями вертикальные перилла. Участники должны проходить опасный
участок «спортивным способом», т.е. пропустив веревку за спиной, удерживая ее
обеими руками. Для увеличения трения веревку можно обернуть вокруг руки. На
веревке может находиться только один участник. Участники должны работать в
рукавицах и штормовке из прочной ткани. Организация спуска (для среднего и старшего возраста) Спуск участников осуществляется по одному в рукавицах и штормовке из прочной ткани. Первый способ Задача участников – навесить вертикальные перилла в пределах
указанного коридора, спуститься по склону, снять перила. Крепление перил
осуществляется на верхней опоре,
обозначенной судьями, узлом «карабинная удавка». На нижнем конце перильной
веревки должен быть завязан узел. Команда должна навесить опорную командную верёвку и верёвку
для снятия опорной. Участники спускаются с опорой на верёвку через спину.
Последний участник спускается с верёвкой для снятия опорной. Снятие перил осуществляется перетягиванием карабина узла
«карабинная удавка» второй верёвкой. Второй способ. Первый участник обносит веревку вокруг дерева, сдваивает ее,
на конце вяжет «полуторный» проводник (восьмерка). Собирает бухту и с громкой
командой «Внизу, веревка!» сбрасывает бухту вниз. Участники должны проходить
опасный участок «спортивным способом», т.е. пропустив веревку за спиной,
удерживая ее обеими руками. После спуска последнего участника команда
развязывает узел и убирает веревку.
- Пятый
этап - Организация бивака
Действие команды. Установка палаток и размещение в них ковриков, спальников и
рюкзаков. Организация навеса от дождя и мест для сидения всей группы. Заготовка дров и разведение костра (использовать старое
костровище или выкопать дерновый покров), приготовление еды (закипание воды). Всё командное снаряжение должно быть размещено в палатках, либо
лежать под тентом. Руководитель и зам.руководителя лагерь не ставят. Техника безопасности
(ТБ): Разведение костра на торфе, новое костровище не окопано,
рубка дров на расстоянии меньше 5 метров от людей в лагере, дежурные у костра
босиком, без брюк или футболок с длинными рукавами, ненагруженные крючья на
тросе на уровне глаз, неиспользование костровых рукавиц Штрафы этапа Бивак: Неправильное хранение дров и инструментов. Незачехлённые
топор, пила, ножи, валяющиеся на территории лагеря–3штр.балла Мусор на территории лагеря – 3 штр.балла Палатки близко к костру (ближе 5 метров) – 3 штр.балла Плохое натяжение палатки – 3 штр.балла Неправильное хранение продуктов – 3 штр.балла Незачехлённый нож в кармане, на поясе – 5 штр.баллов Пищевые отходы на берегу – 5 штр.баллов Несоблюдение ТБ
при работе с пилой и топором
–5штр.баллов Несоблюдение ТБ при
работе с костром – 5 штр.баллов Использование колюще-режущих предметов не по назначению – 5
штр.баллов Костёр близко к деревьям (менее 3 м) – 5 штр.баллов Низкое натяжение троса над костром – 5 штр.баллов Невыполнение распоряжений по лагерю – 5 штр.баллов Нецензурные выражения во время прохождения дистанции
нахождение в лагере – 10 штр.баллов Курение на территории лагеря –30 штр.баллов Распитие спиртных напитков на территории лагеря – снятие команды с соревнований Рубка зелёных насаждений – снятие команды с соревнований Не сданный лагерь после его сбора и мусор на территории
лагеря – снятие команды с соревнований
- Подготовка
к вечернему костру: заготовка дров, репетиция выступлений.
- Вечерний
костёр. Выступление команд – номер минимум на 5 минут. Песни под гитару,
игры. Награждение за лучшие выступления.
Второй день
- Команды участвуют в двух видах соревнований:
- техника пешего туризма - ориентирование.
- Команды старшего возраста проходят ТПТ, а среднего
и младшего - ориентирование. Затем
средний и младший возраста проходят ТПТ, а старший – ориентирование.
- Техника пешего туризма.
Соревнования лично-командные.
Состав команды – 4 человека. Этапы: навесная переправа, спуск,
траверс, подъём, бревно. Все этапы проходятся без потери
самостраховки. В каждой возрастной группе по
6 призовых личных мест (девочки,
мальчики отдельно) и 3 командных. При подведении итогов штрафные баллы
переводятся во время: 1 штрафной балл равен 30 секундам. Место в личном зачете
определяется временем прохождения трассы (с учетом штрафного времени). Место в
командном зачете определяется суммой времен прохождения 4 участников команды.
При равных результатах предпочтение отдается участнику (команде) набравшему
меньше штрафных баллов. Штрафы
- Срыв (падение) – 5 штр.б
- Незамуфтованный карабин – 1 штр.б.
- Нарушение техники страховки – 3 штр.б.
- Отсутствие страховки (на опасном участке) – 5
штр.б.
- Неправильно связанный узел – 3 штр.б.
- Потеря снаряжения – 1 штр.б.
- Движение без каски – 5 штр.б.
- Спуск без рукавиц – 5 штр.б.
- Прибегание к помощи судьи – 5 штр.б.
- Не прохождение этапа – 15 штр.б.
- Нецензурные выражения – снятие участника с
соревнования.
- Отсутствие одного и более участника команды –
снятие команды с командного зачета
Вид соревнований – ориентирование по выбору. Состав
команды: 1 человек для старшего возраста, 2 человека для среднего и младшего
возрастов. К старту допускаются команды, прошедшие
предстартовую проверку: 1. Наличие
личного снаряжения; 2. Знание
границ района Каждая команда
получает карту, на которую нанесены контрольные пункты (КП). На
дистанции: для младшей возрастной группы – 5 КП (1-5), для средней – 10 КП
(1-10), для старшего - 15 КП (1-15). Взятием
КП считается пробивание компостером клетки маршрутного листа, соответствующей
номеру КП. КП оцениваются
в баллах в зависимости от сложности: 1-5 – 5 баллов
за каждый взятый КП; 6 - 10 – 10
баллов за каждый взятый КП; 11 – 15 – 15
баллов за каждый взятый КП. Контрольное
время дистанции (КВ) Младший
возраст – 20 мин. Средний
возраст – 30 мин. Старший
возраст – 40 мин. Команда за КВ
должна набрать как можно больше баллов. За превышение КВ из результата команды
вычитаются штрафные баллы. За каждые 30 сек. по 1 баллу. Место команды
определяется наибольшей суммой баллов. При равной сумме баллов предпочтение
отдается команде, затратившей меньше времени на прохождение дистанции. В каждой возрастной группе - 3 призовых места.
- После
прохождения соревнований команды снимают лагерь и убирают территорию.
Утилизируют (выносят) мусор. Костровище заливают водой и закрывают дерном.
Место лагеря после его сбора сдают судье этапа.
- Результат
команды определяется суммой баллов-мест, занятых командой в отдельных
видах соревнованиях. При одинаковом количестве баллов, предпочтение
отдаётся лучшему в КТМ.
- Итоги
подводятся в течение недели.
Методисты Михайлова Н.В. Лейдикер Я Г. |